Олимпийские игры стали стал частью большой политики
Чем это может обернуться?
22 ноября этого года WADA опубликовало антидопинговые правила Международного олимпийского комитета (МОК), которые будут действовать во время Олимпийских игр в Пекине. МОК разработал и принял правила как организация-подписант кодекса WADA, в соответствии с кодексом и международными стандартами. Правила будут действовать с 27 января, когда откроется Олимпийская деревня, до церемонии закрытия, которая пройдет 20 февраля. В течение этого периода все спортсмены будут сдавать тесты, согласно процедурам Международного агентства допинг-тестирования (ITA), которому МОК делегировал некоторые из своих обязанностей, связанных с обеспечением допинг-контроля во время Игр. В случае подозрительной допинг-пробы ITA должно будет уведомить спортсмена, Национальный олимпийский комитет, международную федерацию, национальное антидопинговое агентство, МОК и WADA.
На фоне этой новости вновь обрели второе дыхание конфликты, ярко проявившиеся во время летней Олимпиады-2021 в Токио. Неприятный осадок остался у России, столкнувшейся после допингового скандала с принципиальной позицией WADA по ограничению участия российских спортсменов в играх. И хотя МОК смягчил наказание для сборной России, снизив срок «нейтрального статуса» до двух лет, это не сильно помогло - в Японию приехала не сборная России, а команда Олимпийского комитета России (ОКР). Спортсмены выступали без национального флага и гимна, что вызвало резкую критику российских болельщиков. Многие в России принципиально отказались смотреть Олимпиаду, считая, что если там нет их страны, то и смотреть игры нет смысла. Это оказались самые непопулярные игры в истории России.
Для чиновников WADA Олимпиада превратилась в сведение личных счетов с Россией - страну заставляют расплачиваться за скандал с доппингом. Однако откровенно предвзятое отношение функционеров организации к российским спортсменам выглядит странной: Россия не единственная страна, которую обвиняют в использовании допинга и сокрытии результатов проб. Например, в сентябре этого года WADA отстранила от участия в соревнованиях 29-летнего украинского теннисиста Тимура Мухтарулина. В сентябре он сдал образец мочи на турнире ITF M15 в Черноморске, и в организме спортсмена обнаружили амфетамин – вещество из категории S6 запрещенного списка WADA. Мухтарулин был вынужден прекратить борьбу на соревнованиях в Черноморске в первом раунде.
К старым допинговым скандалам добавились новые, связанные с гендерной самоидентификацией спортсменов. После выступления на Олимпиаде в Токио трансгендерной спортсменки из Новой Зеландии Лорел Хаббард, несмотря на то, что она не взяла призовых мест, МОК пришлось ввести новую концепцию справедливости, интеграции и недискриминации на основе гендерной идентичности и половых различий. По новым рекомендациям МОК, «ни один спортсмен не может быть исключен из соревнований на основании его трансгендерной идентичности или половых различий». Однако при этом в МОК признают, что не в состоянии выпустить правила, определяющие критерии допуска для каждого вида спорта, поэтому вопрос оставлен на усмотрение спортивных федераций. Такая политика очень не нравится биологическим женщинам-спортсменам, которые уверены, что трансгендерные женщины в силу физиологических особенностей - уровня тестостерона, особенностей строения скелета мужского типа, увеличенном объеме легких и сердца, а также мышечной массе верхней части туловища человека — могут лишить остальных участниц соревнований шансов на победу.
Из-за сильной политизации Олимпийских игр и постоянно увеличивающегося количества нерешаемых проблем сами игры начали воспринимать не как честное спортивное соревнование, а как один из способов сведения геополитических счётов. На фоне этого в некоторых странах стали задаваться вопросом: а есть ли смысл в ближайшие годы участвовать в Олимпийских играх? Никто не хочет видеть своих спортсменов, выступающих без флага и гимна, не хочет, чтобы они постоянно подвергались атакам со стороны западных СМИ и унижениям со стороны западных спортсменов, а консервативные страны - причем не только мусульманские, но и некоторые католические, такие как Испания, Италия, Португалия и другие, негативно воспринимают принципиально нерешаемые МОК вопросы ЛГБТ+ в спорте. Целый ряд факторов привел к тому, что Олимпийские игры стали стал частью большой политики.
Конфликты продолжают множиться, и если так продолжится далее, игры полностью перестанут соответствовать положениям, изложенным в Олимпийской хартии и гарантирующим участникам честные и равноправные соревнования, без дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам стран и отдельных лиц.
Петр ДАРИЙ