КИРГИЗСКИЕ ГРАБЛИ ДЛЯ МОЛДОВЫ? ВОЗМОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ СМУТЫ?
Небольшое государство в Центральной Азии - Киргизия – Кыргызстан- охвачено смутой. Площадная «демократия» стала фактором политической жизни страны, где итоги недавних выборов в Парламент не были признаны оппозицией.
Взбудораженные толпы вышли из-под контроля партийных вождей и предводителей кланов, а противостояние стало приобретать явные признаки гражданского конфликта. Стычки и столкновения, пострадавшие со всех сторон, факты мародерства и погромов, все это - показывает лишь внешнюю сторону исторической изнанки всех проблем страны, во многом живущей, по законам племенного и кланового уклада, но в тоже время, копирующей формы западной модели либеральной демократии.
Для постсоветского пространства это уже третий эпизод в нынешней цепи осенних обострений в бывших советских республиках. Сначала «полыхнуло» в Белоруссии, затем, активизировался «замороженный» конфликт в Нагорном Карабахе, теперь вот беспорядками охвачена столица Киргизии.
Обозреватели, поднаторевшие на прогнозах и теориях заговора, как сговорившись, дружно «пророчат» некие майданные потрясения в Кишиневе по итогам выборов на пост Президента Республики Молдова.
Да, тревожно стало жить господа! К тому же пандемия коронавируса и не думает сворачиваться, а напротив обещает «вторую волну» не менее беспощадную, чем «первая».
И все же, вернемся к Киргизии, чтобы понять есть ли серьезные предпосылки реализации подобного сценария тотальной смуты для Республики Молдова.
Киргизия по неким реалиям внутренней жизни в чем-то схожа с Молдовой. Еще со времен вхождения в СССР в стране существовали два центра, претендующие на исключительное положение в политической и хозяйственной сфере. Это – столица Бешкек, расположенная почти на границе с Казахстаном в нескольких часах езды от Алма-Аты (более миллиона жителей) и региональный центр юга город Ош (более трехсот тысяч жителей).
Бешкекские и Ошские кланы партийно-хозяйственного толка, опирались на, традиционный и привычный киргизам, кланово-племенной уклад и при мощном факторе контроля из Москвы в прямые столкновения не вступали.
Ситуация изменилась в период горбачевской перестройки. Тогда случились погромы и кровопролитие в городе Ош, в Ферганской и Чуйской долинах.
Особых симпатий друг к другу Бешкеские и Ошские вожди не испытывали тогда и не испытывают сегодня. Со времен обретения Кыргызстаном независимости, нынешняя смута уже третья и, самая «взрывоопасная», ибо на кону не просто высоты власти, но перспективы будущего, где руководство Кыргызстана и его приближенные, а также родственники и ставленники на местах в достаточно бедной по уровню жизни стране, могут жить в полной роскоши, не задумываясь о материальной стороне бытия.
Кыргызстан страна горная, промышленность не развита, в сельском хозяйстве доминирует коневодство и разведение мелкого рогатого скота. Дорожная сеть обозначена на карте, но за исключением нескольких трасс на севере – отсутствует. А вот золотодобыча, дающая до 40% ВВП и перспективные залежи урана, ртути, сурьмы, вольфрама, угля и олова являются тем «вожделенным призом» контроль которого, является главной задачей, рвущихся к власти людей, сегодня выясняющих отношения на площадях и улицах Бешкека.
Не безынтересно и то, что уже на протяжении многих лет в перспективные отрасли Киргизии вкладывается Китай, у которого весьма протяженная, около 900 км, общая граница с Кыргызстаном.
За все годы независимости внешне политические маневры руководителей Киргизии, независимо от того представляют ли они Бешкекский или Ошский кланы, направлены были на то, чтобы сохранить доверительные отношения с Российской Федерацией, не потерять инвестиции из Китая, заверить партнеров из США «в самых лучших намерениях» и наладить прочные связи с пантюркистскими организациями Турции.
Когда бы, не внутренние распри, все это удавалось бы им вполне и без особых усилий. В присутствии своих политических, военных, экономических и культурных ресурсов в Кыргызстане заинтересованы и Россия, и США, и Китай, и Турция.
Кстати, город Ош с 2109 года официально провозглашен центром «Пантюркистского мира».
Присутствует в Киргизии и «Русский мир» в стране две трети населения свободно владеет русским языком, а «русские» как этнос, являются третьим по численности (около 300 тысяч человек) правда, сосредоточены они, компактно проживая на Севере страны, в так называемой Семиреченской области.
Еще один фактор внутриполитической специфики Кыргызстана избыток рабочей силы в удаленных от крупных центров местностях. Молодые парни возраста от 20 до 30 лет составляют ту ударную силу уличной демократии, которую с избытком эксплуатируют Бешкеские и Ошские вожди. Люди более старшего возраста, имеющие семьи, те кому за 40 лет, трудятся за рубежом страны, ежегодно осуществляя переводы семьям на общую сумму до 800 миллионов долларов.
Вот, в общем, и все о специфике событий в далеком Кыргызстане.
Единственно хочется пожелать народу этой красивой и гордой страны, обрести согласие и мир, и найти пути диалога на внтури-политическом уровне во имя будущего благополучия. Кроме всего прочего, именно к этому их обязывает и память великого подвижника культуры, писателя с мировым именем Чингиза Айтматова…
Если оттолкнуться от вышеприведенных фактов, то очевидно, что подобных причин гражданской смуты в Республике Молдова нет. Как нет залежей золота и урана! Но в Молдове есть своя специфика, увы, почему то до сих пор, недоступная годами изучающим постсоветское пространство аналитикам и конспирологам.
Риски попыток создать прецеденты уличной демократии в Кишиневе по итогам предстоящих в скором времени выборов на пост Президента страны конечно есть. И связаны они во многом с существующим на протяжении десятилетий политическим заговором против государственности Республики Молдова.
В силу того, что в этот заговор традиционно вовлечены русофобские, унионистские и олигархические силы он, достаточно потенциален, чтобы вывести на площадь несколько тысяч активных и радикальных сторонников, спровоцировать беспорядки и создать нужную «картинку» для про-либеральных западных СМИ.
Прочность гражданского мира в Республике Молдова и преемственность в Конституционных механизмов передачи власти этой тревожной осенью зависит и от политической воли государственников и от сплоченности и стойкости сторонников этой политической линии, как в Кишиневе, так и в Комрате и Бельцах.
Думается было бы недопустимым и дурнопахнущим фактом политической интриги, какое либо вовлечение лидеров Тирасполя в игру против самого реального претендента на победу в предстоящих выборах, действующего Президента РМ Игоря Додона.
И тут точно должна сказать свое слово Москва, задвинув в долгий ящик всех своих «проглядевших» кризисы в Белоруссии, Карабахе и Киргизии «аналитиков», а также, примелькавшихся на федеральных каналах «экспертов по Молдове», единственно поднаторевших на распитии доброго вина на обоих берегах Днестра и сочиняющих с похмелья совершенно немыслимые прогнозы и анализы.
Вот, собственно и все. На публичное изложение этого размышления на полях всех нынешних осенних кризисов на постсоветском пространстве меня сподвигло безапелляционное утверждение некоего «эксперта», ни разу, не побывавшего в Кишиневе, о том, что некий правый майдан в Кишиневе обязательно победит. Нет уж, господа! Один раз в нашей истории 7 апреля 2009 года мы пережили ужас и позор погромов и полыхающих зданий Парламента и Президентуры. Неужели мы так беспомощны, чтобы это повторилось?
Михаил ЛУПАШКО