ВЛАД БАТРЫНЧА: КОАЛИЦИИ МЕЖДУ СОЦИАЛИСТАМИ И ДЕМОКРАТАМИ НЕ БУДЕТ

Коалиция между блоком ACUM и ПСРМ может помочь в преодолении политического кризиса – это главный аргумент депутата-социалиста Влада Бэтрынчи, который категорически отвергает возможность договоренности социалистов с демократами. И, по его мнению, провал переговоров с блоком ACUM может привести к досрочным выборам.

Свободная Европа: Глава государства считает, что чем ближе срок роспуска парламента, тем конструктивнее будут становиться переговоры между парламентскими партиями. Вы тоже считаете, что игроки могут проявить конструктивный подход?

Влад Бэтрынча: Мы действительно очень надеемся, что ближе к завершению трехмесячного периода, по истечении которого парламент придется распустить, блок ACUM станет немного более гибким и согласится обсудить совместную повестку, потому что это же нереально – рассматривать на переговорах предложения и программу одной только стороны, в данном случае блока ACUM! Очевидно, что необходимо создать парламентское большинство. Очевидно, что и у нас, социалистов, есть своя позиция, и что нам не очень нравится публичный дискурс блока ACUM, оскорбительные выпады и попытки навязать свою повестку – этот политический шантаж!..

У нас своя команда, за нами – партия и внушительный сегмент электората. И мы хотим, чтобы блок ACUM принял нас как партнеров, как партию – такими, какие мы есть. Принял и наших избирателей тоже, ведь это они делегировали нас в парламент. Люди на самом деле хотят этого взаимодействия, они не видят – в том числе избиратели блока ACUM – препятствий для формирования стабильного парламентского большинства. Люди хотят стабильного, адекватного правительства с предельно четкой дорожной картой.

А то, что предлагает блок ACUM – ситуативная коалиция со спикером и премьер-министром от блока ACUM – это стерильные предложения и инфантильная позиция. Мы должны вести переговоры и без представителей СМИ, надо сесть за стол переговоров и посмотреть, как можно управлять государством Молдова.

Свободная Европа: Но и ваша позиция остается непреклонной? Вы требуете, чтобы должность спикера досталась фракции ПСРМ.

Влад Бэтрынча: Да, такова наша официальная позиция, мы считаем это предложение резонным и адекватным. Будучи первой фракцией, с 35 депутатами, мы получаем должность спикера парламента. Мы готовы поддержать правительство, возглавляемое представителем блока ACUM – не миноритарное правительство, а правительство со всеми необходимыми полномочиями, и считаем, что это пойдет на пользу и самому блоку ACUM. Они получают важные рычаги в государстве и пост премьер-министра. И вместе мы сможем реализовать ту повестку дня, о которой мы говорили.

Мы же ясно сказали, что готовы поддержать – за исключением закона Магницкого, который не имеет никакого отношения к Республике Молдова! – готовы поддержать демарш блока ACUM и его законодательные инициативы. Более того, эти проекты мы уже пытались провести в парламенте предыдущего созыва. Увы, большинства у нас не получилось. Но сейчас есть реальный шанс создать большинство и реализовать повестку.

 

«Если терпение Плахотнюка лопнет, то на Додона обрушатся очень болезненные удары»

Свободная Европа: Вы говорите, что готовы передать власть блоку ACUM, но, с другой стороны, требуете кураторства над министерством иностранных дел, министерством обороны и Бюро по реинтеграции…

Влад Бэтрынча: И это вполне обоснованные притязания! Оборона, общественный порядок и внешняя политика – эти области по Конституции входят в компетенцию главы государства. Мы никогда не скрывали, что хотим вернуть президенту те полномочия, которые существовали на 1 октября 2016 года.

Именно г-н Додона, который возглавлял Партию социалистов, был ограничен в своих полномочиях, и мы хотим восстановить президентский институт и его компетенции. Мы выступаем за правовое государство, за разделение властей, и это все – в принципе, а не ради одного г-на Додона. Через год состоятся президентские выборы, разумеется, мы будем поддерживать г-на Додона, но и у блока ACUM будет свой кандидат, почему нет? Эти полномочия должны принадлежать президентскому институту, и это абсолютно нормально.

Свободная Европа: Социалисты собираются менять внешнеполитический вектор, хотят денонсировать Соглашение об ассоциации Республики Молдова с Евросоюзом?

Влад Бэтрынча: Нет, мы прекрасно понимаем, что в парламенте сложилась такая политическая реальность, какая есть. Мы отлично понимаем, что нам придется искать консенсус. И в качестве консенсуса мы предложили политический баланс – баланс в области внешней политики, чтобы сохранить отношения и проекты с Евросоюзом, но, вместе с тем, мы хотим предложить и новую модель.

Мы, социалисты, готовы наладить хорошие отношения с Востоком, привлечь инвестиции, энергоресурсы по выгодной цене, вернуть рынки сбыта. Блок ACUM в лице премьер-министра обеспечит преемственность отношений с Европейским союзом – и сообща мы попытаемся обеспечить максимально выгодный для Молдовы баланс, будем развивать отношения и с Евросоюзом, и с Востоком – со странами СНГ.

Уверены, сегодня эта модель наиболее выгодна, и общество поддерживает такую позицию. Одна часть нашего общества выступает за ЕС, другая – за хорошие отношения с СНГ и Российской Федерацией. В подобных условиях необходим баланс. И мы предлагаем блоку ACUM именно его – развивать отношения и с Востоком, и с Западом ради национальных интересов Республики Молдова.

Свободная Европа: Скажите, а что там с газопроводом Яссы-Унгены – есть шансы, что он будет сдан в эксплуатацию?

Влад Бэтрынча: Думаю, да, шансы есть. Для этого мы и предлагаем коллегам из блока ACUM сесть за стол переговоров без прессы – почему бы и нет? – и провести ряд рабочих встреч. После этого, естественно, мы сообщим о результатах переговоров, но необходимо внимательно проанализировать всю дорожную карту, весь план на четыре года вперед, посмотреть, какие задачи есть в энергетическом секторе, в экономике, в социальной сфере. А когда мы окончательно определимся, то обязательно обнародуем взаимоприемлемую для обеих сторон повестку, чтобы люди знали, что мы собираемся сделать – мы, социалисты, и блок ACUM – в рамках парламентского большинства.

Мы, конечно, понимаем, что это далеко не простая задача! Но мы понимаем и то, что альтернативы нет. Мы просто обязаны проявить мудрость и отыскать возможности для выполнения этих задач, потому что именно этого ждут от нас граждане.

А если блок ACUM будет настаивать исключительно на своем политическом дискурсе, то, разумеется, результат окажется нулевым. Надо быть мудрее, надо понять, что если есть две стороны, то каждая из них должна сделать полшага или шаг назад, чтобы попытаться найти общий знаменатель.

Свободная Европа: В чем заключается ваш «шаг назад»?

Влад Бэтрынча: В том, что, прежде всего, блок ACUM принимает нас как партнеров по парламентскому большинству – и согласен разделить с нами ответственность за управление. Мы хотим, чтобы государственные институты были функциональными. Разумеется, будут госструктуры, которые возглавят социалисты, и будут структуры, которые возглавят представители блока ACUM. Но сейчас предстоит подготовить общую повестку, в соответствии с которой и будут функционировать эти госинституты. Это вполне законная процедура, важно придать работе максимально стабильный характер, чтобы не повторилась, скажем, ситуация 2013 года: тогда тоже была создана ситуативная коалиция, и чем она завершилась мы тоже все прекрасно помним… Г-н Филат может подтвердить.

Мы не хотим дискутировать до бесконечности, решать сегодня одно, завтра другое… Мы обязаны заранее определиться, какие решения предстоит принять, что конкретно надо сделать. Самая большая проблема в том, что блок ACUM не понимает одной простейшей истины: мы можем утвердить любой закон, какой только захотим, но эти законы выполнять правительству, государственному институту. И для претворения в жизнь намеченной повестки понадобятся и время, и серьезные усилия.

Не надо быть наивными и считать, что для освобождения захваченного государства, для деолигархизации Республики Молдова достаточно принять в парламенте пару законов!.. Необходимы серьезные усилия, необходимо взаимодействие всех госструктур. Ну, а мы, парламентское большинство из 61-го депутата, обеспечим политическую составляющую этой повестки.

 

«В Молдове возникла еще одна политическая доктрина — „суверенный бандитизм“»

Свободная Европа: Депутат блока ACUM Оазу Нантой сказал в интервью Свободной Европе, что в своих действиях Партия социалистов не слишком оригинальна, и что такую же тактику выбрала и Демократическая партия. Обе партии, с одной стороны, говорят о возможной коалиции с блоком ACUM, с другой же – подобный сценарий с демократами исключен в принципе, а социалисты своими же руками душат хрупкие ростки потенциально возможной коалиции. И что вы, скорее, предпочли бы коалицию с ДПМ и Владом Плахотнюком…

Влад Бэтрынча: Г-н Нантой волен высказывать и отстаивать свою точку зрения, но если они твердо решили не вступать в альянс с социалистами лишь потому, что «они», то есть, социалисты, якобы, готовы договориться с демократами – то, простите, это несерьезно и даже инфантильно!

Мы, социалисты, серьезная партия, в парламенте у нас 35 депутатов, за нами солидный сегмент электората – мы не собираемся жонглировать терминологией и играть словами. Мы хотим вместе с блоком ACUM составить четкий план действий, своеобразную дорожную карту, и затем последовательно претворять ее в жизнь. Если мы этого не сделаем, избиратели по достоинству нас оценят… Или оценят того из нас, кто не выполнит свою часть плана.

У нас, социалистов, есть определенные и довольно амбициозные планы – и не только на год вперед. Так что не в наших интересах вести какие-то игры, участвовать в политических шоу… Мы хотим продемонстрировать, что у нас есть все возможности реализовать повестку, о которой мы говорим.

А если блок ACUM только и ищет повод, чтобы оправдать свою непреклонность и нежелание вступать в коалицию социалистами, то они рискуют навлечь на себя недовольство и критику избирателей. Потому что коалиции между Партией социалистов и демократами не будет.

Исходя из этого, следующим шагом станут досрочные выборы – и если блок ACUM именно в них и видит решение, то избиратели непременно их накажут!.. Стоит ли игра свеч? Тем более, что досрочные выборы ситуацию не прояснят, конфигурация особо не изменится, разве что блок ACUM недосчитается нескольких мандатов. Но ответственность за эту ситуацию, разумеется, целиком будет лежать именно на них!

Свободная Европа: Три независимых депутата обратились в Конституционный суд с просьбой разъяснить, если ли возможность изменить избирательную систему – то есть, аннулировать смешанную и вернуться к пропорциональной. Смешанная система выборов – для социалистов это принципиально?

Влад Бэтрынча: Этот запрос не может изменить положения дел в избирательной сфере, так как существует конкретная процедура, прописанная и в законе, и в международных нормах. Первое: изменения системы выборов может утвердить только парламент большинством голосов. Второе: для пересмотра избирательной системы необходимо положительное заключение правительства. Третье: соответствующий проект должен пройти экспертизу Венецианской комиссии. Это узаконенная процедура, учитывающая международные правила.

Следовательно, запрос в КС никак не может изменить реальность. Для того, чтобы внести изменения в Кодекс о выборах, в парламенте должно быть стабильное большинство, необходимо положительное заключение со стороны правительства и соответствующих структур. И без парламентского большинства подобная задача просто неосуществима.

Свободная Европа: Если Партии социалистов и блоку ACUM удастся прийти к общему знаменателю, как вы считаете, это реально – пересмотреть Кодекс о выборах и вернуть пропорциональную систему?

Влад Бэтрынча: Если в ходе переговоров этот пункт будет включен в дорожную карту – с согласия обеих сторон, – то почему нет? Но все зависит от того, сформируем ли мы это парламентское большинство.

Свободная Европа: То есть, социалисты бы на это [изменение Кодекса о выборах и возврат к пропорциональной системе] пошли?

Влад Бэтрынча: Если от этого будет зависеть формирование большинства с блоком ACUM, то мы, скорее всего, примем такой вариант.

Свободная Европа: Они настаивают на деолигархизации страны, на освобождении захваченных институтов власти – и говорят, что это станет лакмусовой бумажкой для вас, депутатов от Партии социалистов. Что вы на это ответите?

Влад Бэтрынча: О признаках захваченного государства, о политическом контроле над системой юстицией мы начали говорить еще тогда, когда ЛДПМ состояла в правящем альянсе и входила в правительство, когда либерал-демократы участвовали в ряде проектов, связанных, например, с секретными распоряжениями правительство по передаче аэропорта в концессию… А мы тогда устраивали протестные акции у здания правительства!.. Мы первыми начали продвигать подобные проекты в парламенте. В 2014-м, 2015-м, в 2016-м гг. мы выступили с рядом заявлений по поводу захваченного государства. Но тогда нас поддержали лишь 34 депутата, не хватило голосов, большинства у нас не было.

Сейчас у нас уникальный шанс – создать большинство, которое не только примет эти законы, но и претворит их в жизнь.

Свободная Европа: Как на практике можно отнять власть у Плахотнюка?

Влад Бэтрынча: То есть, что подразумевает освобождение захваченного государства? Процесс захвата начался в парламенте, когда было создано парламентское большинство без учета воли граждан – в результате массовой миграции депутатов, в результате политической коррупции и других малоприятных явлений. Поэтому сейчас первый шаг для освобождения государства – формирование парламентского большинства.

Мы – за полноправное функциональное правительство, не миноритарное. Тогда удастся вызволить правительство из плена. Далее, парламент и правительство делегируют своих представителей в Высшую судебную палату и другие правоохранительные органы – важнейшие органы! На это потребуется какое-то время, это законная процедура, которую необходимо соблюдать. Если будет политическая воля и стабильное парламентское большинство, то в разумные сроки это может быть достигнуто. Мы, социалисты, готовы предложить дорожную карту, которая впоследствии будет обнародована.

Свободная Европа: Недавно вы вернулись из Москвы. У Кремля есть предпочтение по той или иной коалиции в Республике Молдова? При обсуждении коалиционных вариантов насколько принимаются в расчет – и принимаются ли? – интересы России?

Влад Бэтрынча: Эта поездка в Москву вписывается в рамки межпарламентской деятельности, поскольку нас связывают соглашения о партнерстве на уровне рабочей группы парламента Республики Молдова и Госдумы Российской Федерации, а также межпартийные соглашения с «Единой Россией» и «Справедливой Россией».

Визит был запланирован два месяца назад, и, разумеется, это предполагает определенную протокольную работу. Программа визита была довольно серьезной, но политическую ситуацию мы не обсуждали, и никаких указаний не получали.

 

«Восстановить веру людей. Иначе в стране останутся только парламент и Игорь Додон»

Дискуссии были, мы обрисовали российским коллегам сложившуюся после выборов ситуацию, проинформировали о том, что Республиканский совет ПСРМ принял решение идти на переговоры с блоком ACUM, и что если блок отвергнет наши предложения по созданию парламентского большинства, то мы, естественно, начнем готовиться к досрочным выборам.

Могу сказать со всей ответственностью, что никаких попыток навязать нам позицию по тому или иному вопросу не было. Не было никаких указаний от депутатов Госдумы насчет того, что социалисты должны сделать то-то или то-то. Они приняли к сведению нашу информацию, и единственная более или менее настоятельная рекомендация, которая прозвучала в рамках нашего визита, последовала от председателя партии «Справедливая Россия» г-на Миронова. Который посоветовал сделать все возможное для недопущения досрочных парламентских выборов.

Других рекомендаций или, тем более, указаний со стороны руководства Российской Федерации просто не было!

Свободная Европа: Г-н Бэтрынча, спасибо большое за эти полезные уточнения. И все-таки, ваш коллега – социалист Эдуард Смирнов, который прервал первое заседание нового парламента, должен объявить о возобновлении работы высшего законодательного органа. Когда это может произойти?

Влад Бэтрынча: И вам спасибо за возможность изложить свою позицию. А отвечая на ваш вопрос, я должен сообщить, что, в соответствии с национальным законодательством и регламентом парламента, есть следующая процедура: после формирования парламентских фракций объявляется парламентское большинство. Г-н Смирнов тогда спросил депутатов, есть ли желающие объявить парламентское большинство? Большинства не оказалось, после чего г-н Смирнов вполне законно прервал заседание.

Следующим шагом, согласно законодательству и международным правовым нормам, должно стать провозглашение парламентского большинства, после чего парламентские фракции, участвовавшие в создании большинства, созывают парламент и объявляют о принятом решении.

В отсутствии большинства парламенту обсуждать нечего, и созывать заседание бессмысленно. Почему? Потому что после провозглашения парламентского большинства избирается спикер и его заместители, Постоянное бюро парламента, постоянные комиссии – и парламент становится функциональным. Если же большинства нет, то избрать спикера, утвердить Постоянное бюро и комиссии невозможно, и продолжается тупиковая ситуация.

 

«Было бы проще, если бы Игорь Додон выдвинул беспартийного кандидата в премьеры»

Это норма, это не прихоть Молдовы, а история парламентаризма. Не имеет смысла созывать парламент, если большинство не сформировано и не избрано руководство законодательного органа. Ради чего? Ради каких-то заявлений? Но заявления и декларации тоже не предусмотрены регламентом парламента. Для них есть специальная процедура.

Внести какие-то законопроекты на обсуждение, тем более – рассматривать их – мы не можем. Потому что нет председателя парламента, который должен поставить их на голосование, констатировать большинство и подписать эти документы. Нет Постоянного бюро, которое устанавливает проект повестки дня. И нет постоянных парламентских комиссий, которые рассматривают законопроекты по существу и дают свои заключения. Поэтому следующим шагом является провозглашение парламентского большинства и избрание руководства парламента.